Contacts

+7 (812) 622-04-63
Ask a question

19Jan
Further
 

Plasma-arc Cleaning Technology

The first problem for any metal product user is cleaning of product surface from oxides and other technological lubricants.

Roll scale consists of three layers. Pure metal surface directly contacts with a lay of FeO oxide (wustite), the next layer is Fe3O4 (magnetite) and the final outer layer is Fe2O3 (haematite). Chemical composition of alloyed steel scale is much more complicated than that of carbon steel: it also contains chrome oxides, nickel oxides and etc. – depending on chemical composition of the steel. Apart from oxides, on the surface there may be protective, preservative or technological lubricants, organic dyes, plastics or other contaminants.

Metal-roll, rod, wire, pipes, etc. delivered today from producing plants have roll scale, rust and other substances on their surfaces because of using traditional but out-of-date cleaning methods, such as acid-base pickling, sand and shot blasting, mechanical cleaning with abrasives, steel brushes or milling tools.

All the methods listed above cannot be considered ecologically clean, universal and cheap, and they don’t comply with modern demands for cleaning quality. Moreover, all those methods have a serious disadvantage after cleaning all products intensively corrode again in the humid air.

But mechanical engineers would like to use equipment that is cheap in price and in operation, universal, ecologically clean. That equipment should guarantee high adhesion ability and corrosion resistance of cleaned surface and should not require expensive consumables.

Development of plasma-arc cleaning method has become an answer to growing demands of mechanical engineers.

Plasma arc cleaning was first used to remove oxides and other contaminants from the surface of aluminium and certain aluminium alloys while developing a technology for argon-arc welding of aluminium alloy structures.

Metal surface cleaning occurs in the electric arc cathode spots that are chaotically “moving” on the surface cleaned. Due to high current density of explosive electron emission (1011-1012 /m2) arising at surface micro asperities, where electric field intensity is quite high and work function of electron output is lowered because of Schottky effect, quick heating, smelting, and explosive evaporation of surface micro areas take place as well as ionization of cathode material vapour and surface contaminations. Almost fully ionized plasma is formed and energy with density about 1011 W/m2 is transported to the surface being cleaned, temperature runs up to (5-10)´103 K and pressure of oxide and other contaminant vapour reaches 107‑108Pa.

Researches have shown that the speed of cathode spot movement at current densities about 1010 A/m2 depends on the thickness of the oxide layer (be it composed of furnace scale, roll scale, rust or other contaminants), the pressure of product material and other contaminant saturation vapour, the thermal conductivity and temperature of the product, the configuration and relief of the surface, the pressure and chemical composition of the surrounding environment.

Most productivity and high quality of plasma arc cleaning is reachable when ambient pressure is dropped to 1,33´102 1,33 Pa relative to atmosphere pressure. Power inputs for cleaning of 1 m2 make 0,2-3,0 kW/h depending on contamination level.

Besides, the surface activated by plasma gains high adhesive ability to all existing protective coatings (metallic and polymeric) and to all types of lubricants (to soap during wire drawing). Experiments have shown that surface adhesive ability to protective coatings is 4 and more times higher than that after any existing method of cleaning or surface preparation and this fact is for scores of years a guarantee that a protective coating will not flake away and a product will not be destroyed because of corrosion.

Atoms of metals implanted back to the cleaned surface from the oxide vapour, form thin films with thickness of several atomic layers. In case the product to be cleaned is steel, the films will consist of pure iron and will for years protect the cleaned surface from corrosion in the humid air and in some cases in the water.

Back Main Page

Контакты

+7 (812) 622-04-63
Задать вопрос
 

Технология

Первой проблемой производителей  металлоизделий перед каждой последующей технологической операцией, является очистка поверхности от оксидов и других загрязнений.

В прокатной окалине к поверхности чистого металла непосредственно примыкает слой оксида FeO (вюстит), следующий за ним слой состоит из Fe3O4 (магнетит) и, наконец, наружный слой окалины состоит из Fe2O3 (гематит). В легированных сталях состав окалины значительно сложнее, чем в углеродистых: она содержит также оксиды хрома, никеля и т.п., в зависимости от химического состава стали. Кроме оксидов, на поверхности металлоизделий могут находиться защитная консервирующая и технологическая смазка, органические красители, пластик и другие загрязнения.

Поступающий с заводов в настоящее время к потребителям металлопрокат, катанка, проволока, трубы и т.п. имеют на поверхности прокатную окалину, ржавчину и другие загрязнения. Для их удаления обычно  используются  традиционные, но уже устаревшие методы  - кислотно-щелочное травление, пескоструйная и дробеструйная (дробеметная) очистка, а также механическая очистка абразивным, щеточным и иглофрезерным инструментом.

Все перечисленные способы нельзя признать экологически чистыми, универсальными, дешевыми и отвечающими современным требованиям к качеству очистки. Кроме того, недостатком всех перечисленных методов очистки является то, что изделия после очистки вскоре начинают опять интенсивно корродировать в атмосфере влажного воздуха.

А ведь машиностроители хотели бы иметь установки для очистки поверхности металлических изделий дешевые по стоимости и в эксплуатации, универсальные, экологически чистые и не использующие дорогостоящие расходные материалы, а также обеспечивающие высокую адгезионную способность и коррозионную стойкость очищенной поверхности.

Ответом на растущие требования машиностроителей и стала разработка плазменной электродуговой технологии модификации металлических поверхностей.

Впервые этот способ обработки металлической поверхности был реализован для удаления оксидов и любых других загрязнений с поверхности алюминия и некоторых его сплавов при разработке аргоно-дуговой сварки конструкций из этих металлов.

Очистка поверхности металлов происходит в катодных пятнах электрической дуги, которые хаотически «перемещаются» по очищаемой поверхности.  В катодных пятнах из-за большой плотности тока взрывной электронной эмиссии (1011-1012 А/м2), возникающей у микровыступов на поверхности, где достаточно велика напряженность электрического поля и снижена работа выхода электронов из-за эффекта Шоттки, происходит быстрый разогрев, плавление, взрывное испарение микроучастков поверхности изделия, ионизация паров материала катода и всех поверхностных загрязнений и возникновение почти полностью ионизованной плазмы. При этом, очищаемой поверхности передается энергия с плотностью порядка 1011 Вт/м2, температура в катодном пятне достигает (5-10) 103 К, а давление пара оксидов и металла  - 107-108 Па.

В плазме электродугового разряда молекулы оксидов и любых других загрязнений на поверхности изделий диссоциируют. Низкоэнергетичные ионы металлов из оксидов возвращаются обратно на поверхность, а другие атомы образуют молекулы углекислого газа и воды, которые и являются отходами плазменно-дуговой очистки.

Исследования показали, что скорость перемещения катодных пятен при плотности тока порядка 1010 А/м2 зависит от толщины оксидного слоя (печная, прокатная окалина, ржавчина и другие загрязнения), давления насыщенного пара материала изделия и загрязняющих веществ на поверхности, теплопроводности, температуры очищаемого изделия, конфигурации и рельефа поверхности, давления и химического состава окружающей среды.

Наибольшая производительность и высокое качество плазменной электродуговой очистки достигается при понижении давления в камере обработки до 1,33 – 1,33*102 Па. Энергозатраты на очистку 1 м2 в зависимости от степени загрязненности составляют 0,2-3,0 кВт*ч.

Очищенная поверхность в результате модификации и активации ее плазмой приобретает высокую адгезионную способность ко всем существующим на сегодня защитным покрытиям (металлическим и полимерным) и ко всем видам технологических смазок (например, к мылу при волочении проволоки). Эксперименты показали, что адгезия к защитным покрытиям возрастает в четыре и более раз по сравнению со всеми существующими способами очистки и подготовки поверхности, а это гарантия на десятки лет, что защитное покрытие не будет отслаиваться, а изделие не будет разрушаться под действием коррозии.

Осажденные обратно на очищенную поверхность из оксидов атомы металлов образуют тонкие, в несколько атомных слоев, пленки. В случае очистки стали это пленки чистого железа, которые после обработки изделия в дальнейшем на годы защищают его поверхность от коррозии в атмосфере влажного воздуха, а в отдельных случаях и в воде.

 Назад   На главную